Warning: Creating default object from empty value in /home/u987129/jenskie-shtu4ki.ru/administrator/components/com_sh404sef/sh404sef.class.php on line 410
Как научиться красиво говорить | Самообучение | Досуг | Статьи
Загрузка...

Error: No articles to display

Как научиться красиво говорить

Как научиться красиво говоритьКрасиво говорить – что, собственно, означают эти слова? Красиво – это правильно, эмоционально, содержательно, убедительно? Или и то, и другое, и третье? Или только все вместе и никак иначе? Думается, что последний вариант вернее.

Правильность речи, четкость в произнесении гласных и особенно согласных дают возможность тому, кто слышит, понять все, что хочет донести до него тот, кто красиво говорит. Эмоциональность, то есть смена интонаций, выделение голосом основных мыслей, жестикуляция – это то, что позволяет сильнее воздействовать на слушателя. Содержательность речи влияет на скорость понимания. А все вместе – это, без сомнения, убедительность, ведь главная задача говорящего – убедить в чем-либо слушающего. 
Выходит, что умение говорить красиво – понятие многозначное, требующее довольно обширных знаний и умений, а значит, требующее изучения теории и практики. Знание законов устной речи – чрезвычайно актуальная проблема для тех, кто занимается публичными выступлениями, то есть для политических деятелей, дикторов, репортеров телевидения, преподавателей, юристов, актеров. Любому оратору нужна в речи четкость и выразительность. Грамотно поставленный голос, хорошая дикция, мастерски исполненные в нужный момент паузы – всему этому можно научиться с помощью различных упражнений. А если еще научиться правильно использовать жестикуляцию для подчеркивания важнейших тезисов речи, то нужный эффект будет обязательно достигнут. Обязательно следует обратить внимание на содержательность речи. Ораторы, использующие в своем выступлении или в обычной беседе различные аналогии, метафоры, примеры из личного опыта или повседневной жизни, тем самым разнообразят информацию, которая содержится в их речи, а это облегчает ее усвоение.

Искажения языка

К величайшему сожалению, многие из тех, кто по своей профессии связан со звучащим словом, не обладают умением говорить красиво, сплошь и рядом говорят корявым, бедным языком, делают неверные ударения в словах, используют ненормативный лексикон. Даже с высоких трибун звучат фразы, в которых искажены правила грамматики, дикции, логики речи.
Язык часто искажается многоударностью, когда почти каждое слово, даже то, которое служит только лишь для связки слов в предложении, получает логическое ударение. Неумение разумно распределять ударения в тексте не позволяет оратору заинтересовать слушателя и донести до него смысл своей речи.
Язык искажается проглатыванием концов слов. Особенно этим грешит наша повседневная речь, но и не только. Очень часто, слушая речь ведущих некоторых телевизионных программ, мы не можем разобрать некоторые слова именно потому, что их окончание проглатывается.
Одной из самых замечательных черт русской речи является богатство и многообразие интонаций, позволяющее научиться красиво говорить. Но единственно правильной интонации не существует, так же, как и единственно правильной логики речи. В каждом конкретном случае может быть применено то или иное правило интонационного или логического произнесения фразы.
Итак, чтобы избежать всяческих искажений языка, следует изучать в первую очередь правила техники речи и логики речи.

Техника речи. Дыхание

Главную роль в умении красиво говорить играет правильное дыхание. Срыв голоса, неоправданные паузы, искажение фраз – всего этого можно избежать, если научиться равномерно расходовать выдыхаемый воздух. Правильное дыхание – залог четкого, красивого и выразительного произнесения звуков. Чем отличается речевое дыхание от дыхания обычного? Обычное дыхание происходит непроизвольно и необходимо лишь для нормального газообмена в организме человека. Для той речи, о которой здесь идет разговор, для речи красивой и правильной, такое дыхание не годится. Его просто не хватит. Речь или даже обычное чтение вслух требуют большего количества воздуха, чем при обычном разговоре, а еще – умения экономно его расходовать и вовремя возобновлять. После многочисленных тренировок обычное дыхание переходит в дыхание речевое, непроизвольное, контролируемое усилием воли и постепенно переходящее в произвольное.
Перед тем, как приступить к занятиям по развитию дыхания, будущему оратору нужно обязательно хотя бы поверхностно изучить анатомию дыхательного аппарата и познакомиться с разными типами дыхания. Дыхание бывает трех типов: грудное, брюшное и смешанное или диафрагмальное. Грудное дыхание чаще всего присуще женщинам, брюшное, наоборот, мужчинам. А для того, чтобы красиво говорить, нужно научиться пользоваться диафрагмальным дыханием. Это достигается при помощи всевозможных упражнений. Необходимо сразу заметить, что эти упражнения, как и многие другие, улучшающие технику речи, достаточно тяжелы физически, так как требуют многократного ежедневного повторения. К тому же они довольно однообразны, поэтому для их выполнения будущему оратору нужно запастись изрядной долей терпения и упорства.

Анатомия и физиология дыхательного аппарата

Как образуются звуки речи? В первую очередь они образуются при выдохе. Выдыхаемый воздух проходит через трахею и из легких перемещается в гортань, а далее - в ротовую полость. При этом он проходит через голосовые связки, снабженные голосовыми мышцами. Мышцы включаются в работу, и голосовые связки начинают двигаться, колебаться, образую звук. Вместе с ними колеблется поток воздуха. Затем включаются артикуляционные мышцы, они сокращаются, и звуковые колебания переходят в звуки речи. Таким образом, получается, что звуки речи образуются при выдохе, следовательно, тренировка именно выдоха - вот что является главным при общей тренировке дыхания. Выдох должен быть длинным, что необходимо для развития умения рационально распределять расход воздуха во время речи, а, значит, красиво и правильно говорить. Вдох тоже важен для того, чтобы красиво говорить, он должен быть коротким и энергичным, но выдох важнее. Итак, чтобы натренировать правильный выдох, в первую очередь нужно тренировать голосовые и артикуляционные мышцы и, конечно же, диафрагму.

Тренировка диафрагмы и голосовых мышц

Одним из самых действенных комплексов для постановки дыхания оратора является так называемая дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Надо сказать, что этот комплекс направлен не только на развитие дыхания, но и на лечение некоторых заболеваний дыхательной системы, например, астмы, а также на профилактику подобных заболеваний. Гимнастика довольно эффективна, это признано и в нашей стране и за рубежом. Основой ее является тренировка вдоха и выдоха. Всего упражнений около 15, и чтобы действительно научиться правильно говорить, их рекомендуется повторять их каждый день. Порядок их выполнения, технику и прочие тонкости можно найти в интернете, комплекс А. Н. Стрельниковой общедоступен и практически не имеет никаких ограничений для его использования. Но перед тем как приступить к нему, стоит уяснить для себя цель его использования, так как важнейшей составляющей этого комплекса является психологический настрой. Если он отсутствует, занятия потеряют эффективность и научиться правильно говорить вряд ли получится.
Есть и другие комплексы дыхательных упражнений, среди которых можно выделить так называемый «Комплекс 101». Он состоит и 101 упражнения и обязательное условие при выполнении этого комплекса – это жесткий порядок, в котором эти упражнения повторяются. Все они направлены на раскрытие глотки и тренировку органов речи ротовой полости: языка, губ, щек. Этот комплекс или, при достаточной натренированности оратора, его часть полезно повторять непосредственно перед тем, как речевому аппарату предстоит серьезная работа. Другими словами, этот комплекс полезен преподавателю перед лекцией, актеру перед спектаклем, адвокату перед произнесением речи в защиту обвиняемого, в общем, любому оратору.
Еще один комплекс упражнений для развития дыхания, который можно рекомендовать людям, желающим научиться говорить красиво – это комплекс дыхательных упражнений доктора Бутейко. Он направлен на укрепление диафрагмы, органа, отвечающего за единственно правильный способ дыхания – диафрагмальный. У этого комплекса есть один недостаток, о котором ни в коем случае нельзя забывать. Имеется в виду то, что доктор Бутейко называет поверхностным дыханием. Развитием такого вида дыхания нельзя злоупотреблять, поскольку оно само по себе не годится для тренировки правильности речи. Но для укрепления именно диафрагмы комплекс Бутейко подходит хорошо.
Существует еще несколько отдельных интересных и полезных упражнений для развития дыхательных мышц. Одно из них рекомендуется на начальном этапе тренировки выполнять каждый раз всем начинающим ораторам. Некоторые специалисты в области правильного дыхания рекомендуют выполнять подобные упражнения лежа, но при этом стоит задуматься вот о чем. Человек, публично произносящий речь (актер, преподаватель, диктор и т. д.) никогда не делает это лежа. Только стоя или сидя. Поэтому и упражнения по развитию дыхательных мышц, да и все прочие речевые упражнения, лучше выполнять в том же положении, в каком в дальнейшем оратор будет использовать приобретенные навыки. Итак, о самом упражнении. Положите ладонь на область диафрагмы, то есть между животом и грудной клеткой. Сделайте вдох, стараясь не поднимать плечи и грудь. Если при этом ладонь сдвинется вперед, значит, диафрагма опускается, то есть, работает правильно. Если же нет, то следует выполнять это упражнение, пока нужный результат не будет достигнут.
Еще одно интересное упражнение для тренировки тех, кто хочет научиться красиво говорить, его можно назвать «свеча». Для его выполнения потребуется узкая полоска бумаги или же настоящая зажженная свеча. Положите ладонь на диафрагму, сделайте правильный вдох и медленно и как можно более равномерно дуйте на пламя свечи или полоску бумаги. Обязательно контролируйте движение диафрагмы – ладонь во время выдоха должна как бы погружаться между животом и грудной клеткой. Пламя или бумага станет отклоняться. Будущему оратору надо добиваться того, чтобы это отклонение было ровным и постоянным до конца выдоха. В дальнейшем можно усложнить это упражнение, представив, что вам обязательно надо погасить свечу за один выдох. Не забывайте контролировать движения диафрагмы.

Техника речи. Дикция

После того, как вы научились выполнять дыхательные упражнения, можно приступать к тренировке произношения звуков, то есть к выработке правильной дикции, без которой красиво говорить невозможно. Во-первых, желательно, чтобы вы попытались определить свои речевые ошибки. Как это сделать?

- Запишите на диктофон любой выбранный вами текст
- Внимательно прослушайте запись
- Дайте прослушать запись другим
- Сопоставьте свое и чужое мнение
- Определите недостатки

Наиболее часто встречающиеся речевые ошибки делятся на две группы: ошибки в произношении гласных и ошибки в произношении согласных. В каждой группе довольно много видов ошибок, некоторые из них встречаются достаточно редко, но есть такие, которые можно найти у большинства начинающих ораторов. Вот они: съедание согласных звуков, неправильное произнесение безударных гласных, неправильное произнесение согласных на стыке, в середине и в конце слов, неправильное произнесение мягких согласных, утрата гласных звуков.
Возможно, что вы с помощью прослушивания вашей речи найдете у себя и другие ошибки (особенно обратите внимание на мнение других людей), не расстраивайтесь. Все их можно исправить упорным трудом. Перед тем, как приступать к работе над устранением ошибок, будущему оратору следует познакомиться с упражнениями для тренировки артикуляционных мышц, которые, собственно, и участвуют в формировании звуков речи.

Тренировка артикуляционных мышц

Артикуляционные мышцы – это мышцы губ, щек и языка. Все они участвуют в образовании звуков речи. Правильно натренированные артикуляционные мышцы позволяют формировать правильную дикцию, то есть четкость произнесения звуков. Дикция, безусловно, должна быть ясной и очень четкой – это обязательное условие правильной речи. Плохая дикция делает речь неразборчивой. Хорошая же позволяет точно артикулировать и соответственно повышает ее выразительность. Для каждого из этих групп мышц существуют свои упражнения, все вместе называемые артикуляционной гимнастикой. Все упражнения артикуляционной гимнастики можно разделить на две группы: разминочные и укрепляющие для мышц языка, губ и щек и упражнения для отработки правильной артикуляции звуков.

Разминочные упражнения для артикуляционных мышц

Разминка артикуляционных мышц начинается обычно с обыкновенного поглаживания шеи и лица. Этот своеобразный легкий массаж помогает снять напряжение мышц и повысить их тонус. Далее следует легкое постукивание по тем же мышцам с целью активизации нервных окончаний, расположенных под кожей, а так же по лбу и по груди для включения системы резонаторов, которые призваны усилить звучание голоса, без чего красиво говорить научиться невозможно. При этом необходимо, чтобы голос звучал. Например, при постукивании по грудной клетке или по лбу нужно произносить звук «м», то есть, «мычать» или звук «ж». При постукивании по нижней губе – звук «з», по верхней губе – звук «в». Затем необходимо выполнить несколько упражнений на расслабление мышц, особенно мышц шеи. Далее следует переходить к упражнениям для отдельных групп мышц. Таких упражнений великое множество и совершенно необязательно выполнять именно те, которые рекомендуются авторами различных тренировочных комплексов и методик. Любой начинающий оратор может придумать свои упражнения, например, для языка или верхней губы – это не так уж и сложно. Главное, помнить, что все ваши действия при разминке речевого аппарата должны быть направлены на разогрев и расслабление мышц.


Тренировка и исправление дикции

Упражнений для тренировки и исправления дикции великое множество. Если взяться за перечисление их, то получится учебник по технике речи, а таких учебников для начинающих ораторов создано уже довольно много. Для тех, кто решительно настроен на работу в этом направлении можно дать совет по использованию того или иного учебника. Вот несколько пособий, которые помогут вам освоить упражнения по дикции.

- А.М. Бруссер, «Основы дикции»
- С.Т. Никольская, «Техника речи»
- Е.В. Лаптева, «600 упражнений для развития дикции»
- А.М. Бруссер, М.П. Оссовская, «104 упражнения по дикции и орфоэпии»
- З.Н. Бугаева, «Развитие устной речи и дикции»

Советы начинающим ораторам перед занятиями дикцией

Все, кто начинает самостоятельно работать над техникой речи, должны помнить и соблюдать несколько правил:
- Все занятия начинайте с упражнений на расслабление мышц.
- Соблюдайте последовательность выполнения упражнений. Начинайте с самых простых и постепенно переходите к более сложным.
- Занимайтесь каждый день.
- Переходите к следующему упражнению только после полного усвоения предыдущего.
- Каждое упражнение повторяйте не менее 3 раз.
- Ставьте перед собой ежедневные задачи и цели.
- Сохраняйте приобретенный контроль над речью в повседневной жизни.

Слова-паразиты

Что это за слова знают все. Тем не менее, огромное большинство из нас используют слова-паразиты в своей не только повседневной, а часто и в публичной речи. Они появляются там, где говорящему нечего сказать. И вместо того, чтобы вспомнить, что нужно сказать, мы начинаем вставлять эти слова и часто занимаем ими чуть ли не треть своей речи. Чтобы речь была красивой и правильной, необходимо от них избавиться – это одно из первых условий для начинающего оратора.
Часто слова-паразиты появляются там, где возникает пауза. Человек, только начинающий постигать азы правильной речи, всегда торопится заполнить эту пустоту хоть чем-нибудь, так как боится тишины. И зря. Не надо опасаться делать паузы, иногда даже немаленькие, ведь во время этих пауз, когда оратор собирается с мыслями, слушатели усваивают то, что только что было им сказано.
Чтобы уничтожить в своей речи слова-паразиты, надо в первую очередь чаще практиковаться в произнесении текста речи вслух. Ведь эти лишние слова возникают от неуверенности говорящего, а практика позволяет уверенность приобрести. Старайтесь не употреблять их в повседневной речи, и вам постепенно удастся забыть о них в речи публичной.
Если возникает пауза, и вам очень хочется что-то сказать, но вы не можете подобрать слова, сделайте глубокий вдох. Помните, что пауза для начинающего оратора всегда лучше, чем какое-нибудь «в общем» или «короче».
Прочтите вашу речь своему другу или знакомому, при этом попросите его сосчитать количество слов-паразитов, которые вы использовали. Результат вас наверняка неприятно удивит - тем лучше, вы будете точнее осознавать, что вам необходимо больше работать над своей речью.
Если во время выступления вы забыли текст речи, ни в коем случае нельзя паниковать. Стоит только заволноваться, тут же возникают слова-паразиты. Вспомнить текст с их помощью вам не удастся, так что лучше сделать паузу и спокойно вспомнить, что нужно говорить дальше. Старайтесь в течение всего выступления сохранять спокойствие, даже в момент кульминации речи.
Не произносите слишком длинных речей. Чем больше объем текста, тем больше шансов у слов-паразитов проникнуть в него. Не лейте «воду», чем короче ваше выступление, тем больше в нем полезной информации и меньше ненужной, к тому же оно станет гораздо интереснее для слушателей.

Для тех, кто говорит слишком быстро

Некоторые люди не могут в силу разных причин разговаривать медленно. Скорость речи можно оптимизировать благодаря ряду упражнений. Упражнения эти достаточно просты, но, как и во всех других случаях, начинающим ораторам их нужно делать регулярно, иначе он не сможет достичь успеха. Попробуйте, например, в медленном темпе произнести какой-нибудь перечень, не требующий сосредоточения на самом речевом материале. Это может быть ряд чисел, скажем, от одного до пятидесяти, месяцы, дни недели. Произносите их в правильном, а потом в обратном порядке. Разумеется, нужно стараться говорить как можно медленнее. Затем усложните задание, перейдя к названиям деревьев, к женским или мужским именам, предметам мебели, названиям городов или стран. Следующий этап – проговаривание предложений и фраз какого-нибудь текста. Лучше если это будет заранее кем-то записанный текст. Воспроизводить его нужно обязательно в медленном темпе, а записан он должен быть – в быстром.

Жесты

Для большей убедительности речи следует использовать в ней жестикуляцию. Научиться делать выразительные жесты достаточно сложно, так как в первую очередь они связаны с эмоциями, которые вы испытываете при произнесении речи. Такая связь - однозначно необходимое условие для того, чтобы научиться правильно говорить, потому что холодность во время произнесения текста не позволит вам убедить слушателя в чем-либо. Трудность в том, чтобы вырастить в себе эту эмоцию. Поможет такое упражнение: выберите из вашей речи все действенные глаголы. Например, «коснуться», «прийти», «построить», «вырезать», «ускользнуть». К каждому из них придумайте жест, точно отображающий действие, которое глагол обозначает. Произнесите свою речь с использованием выбранных жестов. Лучше это делать перед зеркалом, так вы сможете точнее контролировать жестикуляцию. Сначала произнесите свою речь про себя. Попытайтесь все свои чувства при этом выразить жестами. Они должны быть яркими, достаточно широкими, чтобы у слушателей была возможность видеть их. Затем проделайте то же самое вслух.

Постановка голоса

Понятие «постановка голоса» означает тренировку силы голоса, диапазона и тембра. Научиться красиво говорить, не натренировав этих качеств, невозможно. Силу голоса можно увеличить с помощью громкого декламирования разнообразных текстов, в том числе, стихотворных. Диапазон можно расширить, делая текстовые упражнения на самых высоких и самых низких возможных тонах, в зависимости от вашего желания расширить его вверх или вниз. Тембр голоса зависит от присутствия в нем обертонов, то есть добавочных тонов, звучащих в виде эха. Обертона появляются в результате отражения звука от стенок резонаторов. Резонаторами в теле человека являются черепная коробка, грудная полость и гортань. По месту расположения их еще называют верхним, нижним и средним или центральным.
Многие люди достигают успеха в жизни благодаря именно своему голосу. Голос важен не менее чем внешний вид. Он является важнейшим инструментом для людей многих профессий, особенно публичных. Нельзя забывать о том, что слушатели всегда ждут от говорящего речь, произнесенную правильно поставленным приятным голосом. Неприятный голос может свести на нет все другие ваши достоинства, в том числе, абсолютно правильную дикцию. А наличие у вас хорошего голоса помимо всего прочего придаст вам дополнительную уверенность в себе.
Неважно, каким голосом вы обладаете от рождения. Практические занятия помогут вам приобрести голос, который будет соответствовать другим вашим привлекательным внешним и внутренним качествам, и научиться красиво и правильно говорить. Принято считать, что хороший голос обладает следующими характеристиками: приятность, вибрация, низкий регистр, доверительность, мелодичность, уверенность, выразительность, звучность. А вот список определений плохого голоса: резкость, хрипота, пронзительность, дрожание, гнусавость, монотонность, слабость. Понятно, что чем больше в вашем голосе качеств из первого списка, тем лучше, но следует помнить, что от всех плохих качеств можно избавиться. Конечно, ваш голос сформировался под воздействием многих факторов: национальности, региона, где вы родились и выросли, школы, которую вы закончили, всевозможных речевых шаблонов, которыми вы привыкли пользоваться в жизни. Для того чтобы убрать из голоса лишнее и привнести в него необходимое, требуется незыблемая уверенность в том, что вы хотите этого и готовы начать. Изменение голоса требует длительного времени и терпения, результат появится далеко не сразу.

Логика речи

Чтение текста по мысли носит название логики речи. Знание законов устной речи - это сверхважная проблема для всех, кто намерен заниматься публичными выступлениями, и хочет научиться правильно говорить. Изучение правил логики речи, логический анализ текста, определение логических ударений, разметка интонационного рисунка, определение логической перспективы – все это техническая и творческая подготовка к озвучиванию мысли и необходимое условие для успешного использования устной речи в качестве способа воздействовать на окружающих.
Несомненно, главным в логическом анализе текста является правильная расстановка логических ударений. Под этим понятием подразумевают выделение наиболее важных слов, выражающих смысл того, о чем говорится в предложении или во всем произведении. Слово, получившее такое ударение, выделяется усилением звука, повышением или понижением тона, замедлением темпа речи. В каждом предложении может быть одно главное и несколько второстепенных логических ударений, средних и слабых. Существует еще и такое понятие как логическая пауза. Это остановка в речи, которая отделяет отдельные слова или группы слов. Логическую паузу делать в речи не всегда обязательно, можно вместо нее использовать другие способы выделить определенные слова – изменение темпа или высоты звучания. Это придает речи интонационное многообразие. Что касается слов, произносимых между логическими паузами, то они говорятся слитно, как одно слово. Ошибочно определенное логическое ударение или логическая пауза нарушает смысл высказывания и искажает мысль оратора.
Место логической паузы нужно определять самостоятельно, не ориентируясь при этом на знаки препинания, расположенные в тексте. Они помогают понять мысль автора, его стиль, но они не могут выразить авторский замысел и передать интонацию. Логические паузы достаточно редко совпадают со знаками препинания.
Точка означает завершение мысли, и голос на ударном слове, предшествующем точке, резко понижается. Но ударное слово не всегда бывает последним в предложении, надо иметь это в виду. Точка с запятой означает и разделение, и соединение частей текста, объединенных одной мыслью. Голос на главном ударном слове, предшествующем точке с запятой, слегка понижается. Запятая означает, что мысль еще не завершена. Этот знак препинания встречается чаще других и требует повышения голоса на главном ударном слове, предшествующем ему. Пауза на запятой, если она подразумевается, может быть дольше по времени, чем на точке, так как повышение голоса привлекает внимание слушателей, и они ждут продолжения.

Заключение

Правильная красивая речь является одним из основных признаков культуры человека. Такую речь можно считать в какой-то мере визитной карточкой. Встречают не только по одежке, в современном обществе встречают еще и по речи. Важно уметь грамотно построить свои высказывания, технически правильно произнести их хорошо поставленным голосом и тогда впечатление о вас сразу начнет складываться положительное, а значит, вам станет легче добиться успеха в вашей сфере деятельности, какой бы она ни была. Тренируйтесь, постепенно вы научитесь говорить красиво и правильно, и все будет в ваших руках.


Обращение к пользователям