Как называются дни Пасхальной недели?

Как называются дни Пасхальной недели?Вот и наступила Великая Пасха и началась праздничная неделя. Она и называется «Светлая Пасхальная седмица». В Христианском мире она имеет много названий – это Святая неделя, Проводная, Радостная, Светлая, Гревицкая, Червоные, Великоночные святки или Светлая Пасхальная седмица. Каждый из этих дней тоже Светлый.

Старые традиции не перестают интересовать современных людей и многие желают знать, как раньше праздновалась пасхальная неделя. Издревле, когда еще Русь была некрещеная, и до наших дней сохранились традиции празднования и названия каждого дня пасхальной недели.

Понедельник – поливальный

В каждой стране первый день после пасхи праздновали по-своему, посещение крестных, родных, соседей было обязательно. В понедельник по гостям ходили в основном мужчины, а жены оставались дома и встречали гостей, так как столы должны были накрыты весь день. В первый день после Пасхи уже можно не поститься и есть скоромное. С собой гости тоже приносили выпечку, крашеные яйца и разные вкусности. Хозяева радушно всех должны были привечать, но долго в гостях засиживаться было не принято, так как нужно было обойти всех родных, знакомых. По дороге, если кого-то встречали – поздравляли с праздником, целовались, менялись писанками, одаривали друг друга куличами.

На Украине парубки ходили по домам с поздравлениями и также принимали подарки. Съестное кушали сами, а деньги собирали в общую казну для приглашения на «гулянку» девушек. Гуцульские девушки прятали пасхальное яйцо за пазуху, для того, чтобы парень его отнял. Сделав вид, что он насильно отнял яйцо, парень вел девушку к источнику воды и обливал ее, желая ей красоты, здоровья, обеспеченности. Наверное, поэтому послепасхальный понедельник во многих странах называется «поливальным». Иногда девушек не только поливали, но и полностью обливали водой.

А в Чехии парни готовили на понедельник плетку (помлазку) и с утра начинали искать девиц, делающих вид, что усиленно прячутся. На самом деле они старались привлечь к себе внимание понравившегося парня и «убегали» от него. Юноша, догнав молодую девушку, легко бил ее плеткой. При этом тоже желал ей того же, что и украинские парубки. Плетка делалась из можжевельника, тонких веток вербы или березы и украшалась цветными лентами. Девушки в ответ предлагали пироги и крашенки.

Вторник – день купалища

Посещение церковных богослужений раньше было обязательно и людей, проспавших заутреню (утреннюю службу), обливали холодной водой, хотя в Густинской летописи эту традицию называют языческим обрядом. Посвящался он «Славе Матери Сырой Землицы». В этот день должны по гостям ходить женщины, а мужчины, наоборот, встречать гостей.

Как называются дни Пасхальной недели?

А вот украинцы провожали традиционные святки посещением трактиров, слушали музыку, пели песни, водили хороводы. Зрелые люди искали траву рясту, найдя ее, затаптывали, предрекая веселую жизнь в будущем и пришептывали: «Чтобы и на другой год была возможность ее топтать».

Среда – ледовая

Градовый день, ледовый день в среду праздновали в Белоруси. В среду ставились свечи для того, чтобы уберечься от случайного попадания молнии, от того, чтобы град не побил урожай.

Четвертый день праздника – Светлая среда – ознаменовывалась ежедневными хороводами. Весенние гуляния продолжались до Святого дня – Троицы. Также молодые люди организовывала игры, каталась на качелях, помимо хороводов, устраивала пляски.

Четверг – навский

В четверг еще христосовались, но празднование уже шло на убыль. Хотя в хатах еще до Вознесения стоят и куличи и яйца крашенные. В четверг поминали умерших родственников. Все шли на кладбище, поминали, оставляли на могилках печеное и яйца, их потом могли собрать нуждающиеся и нищие.

По логике вроде не уместно в это время ходить на кладбище, ведь это праздник – Воскресение Христово из мертвых, но по народным поверьям души умерших тоже радуются. Они на время имеют возможность вернуться на землю и радуются тому, что Христос воскрес из мертвых.

Убрать могилки на кладбище и положить на них пасхальное печеное ходили в Полесье. Сначала люди шли в храм, а затем на могилки. Женщины обязательно должны были надевать передники, а мужчины при рушниках и все они должны были быть с лентами.

Как называются дни Пасхальной недели?

Обычай «водить кобылу» был в Воронеже. Один мужчина брал палку и, с одного конца, приделывал ей своего рода «голову», с другого конца привязывал хвост, накрывал палку «попоной» - старыми тряпками. Прокатиться на этом транспорте мог любой желающий. Другой мужчина обряжался цыганом и с почетом водил «кобылу» по всей деревне. Бывало «кобыла» падала, и цыгану следовало ее укусить за ухо, дабы она поднялась. Хороший возничий мог так провести кобылу, что она вставала на дыбы, танцевала, а то могла и лягнуть кого угодно, особенно приглянувшуюся девицу.

Пятница – прощеная

Красной или Великой пятницей называли пасхальную пятницу в Белоруссии. Было поверье, что если горох посеять в Великую Пятницу, то он зародится весьма добрым. Сельские и деревенские девчата старались умыться холодной водой на рассвете, дабы в течение года не знать проблем со здоровьем и быть весь год красивыми.

В Тульской области теща с тестем зазывали зятя и его родню на молодое пиво. Некоторые молодые семьи варили пиво вместе. Готовое пиво сливали и угощали всех сельчан, которые после первого глотка желали молодым любви и согласия.

Вскладчину варили пиво в Костромской и в Вологодской областях и после того, как его сливали в лагуны, приходили все желающие распить остаток. При этом они должны были говорить: «Пиво не диво, и мед не хвала, а всему голова, что любовь дорога». В родниковой холодной воде в этот день купаются в Боснии. Узнайте, когда Великий пост в 2016 году

Суббота – хороводницы

Всю пасхальную неделю в Сибири били, не переставая, колокола, а в этот день они затихали. Все это сопровождалось молодежным гуляньем и хороводами, песнями и плясками, так «прощались с колоколами».

«Ублажали гордых» в субботний день во Владимирской области. Родня молодой жены являлась к молодоженам в обед и, если сноха была хорошая, то ее родне был уготован хороший прием. Родня мужа выполняла все их желания. Но если сноха была не очень, то и прием родне был соответствующий, то есть не очень радостный и гостеприимный.

Еще во Владимирской области «окликали молодых» в пасхальную субботу. Владимирская область более всех праздновала этот праздник. Назывался он «юнинами», «вьюнцами», «вьюнинами», всеми производными от слова «юный».

Вечером в деревне собираются несколько групп юношей от пяти до пятнадцати человек. Они назывались «окликальщиками», наряжали их празднично в рубахи, шаровары, бекеши. Их задача была окликать молодых, поженившихся в прошлом году. Они организовывали под окнами молодоженов хороводы, песни и пляски. Начинали «окликальщики» со своей деревни, переходя потом на соседние.

Как называются дни Пасхальной недели?

Везде они пели специальную «окликальную» песню, в которой говорится о сказочном царстве «вьюнца», о нем самом и о его красавице «вьюнице». О том, что ей нужно встретить много своей родни, которая собирается к ней в гости и о том, как молодой «вьюнец» успокаивает ее игрой на гуслях.

Не отставали от парней и женщины и дети. Иногда даже с утра начинали «окликать» дети, к обеду их сменяли женщины, а вечером уже эстафету перенимали парни.

И в Ярославской области в этот день праздновались «вьюнины». Здесь, наоборот, молодожены, прихватив с собой всю родню мужа, навещали родных жены. За организацию встречи гостей отвечал тесть. А молодые с этого дня уже не считались стажерами, а признавались опытными супругами. Муж уже мог оставить жену и уехать куда-либо по делам, так как после «вьюнин» он считался мужчиной, который может сам принимать решения. В то время часто мужчины уезжали из родного дома на заработки. Жена принимала от родственников мужа хозяйственные заботы, так как до этого в ее обязанности входила только часть работ по хозяйству.

В Черниговской области в этот день изгоняли или провожали русалок.

В Сербии обливали водой жилые дома, считая, что так они защищают их от всякой нечисти.

Пасха – это великий праздник, который отмечается во всем православном мире. В этот период времени нельзя скорбеть и печалиться. Праздник Пасхи – триумф жизни над смертью, ни в одном соборе не ведут заупокойной службы и панихиды. Во время Великой Седмицы даже не венчают. А вот крестить детей или креститься самим можно.