Warning: Creating default object from empty value in /home/u987129/jenskie-shtu4ki.ru/administrator/components/com_sh404sef/sh404sef.class.php on line 410
Как воспитать в себе личность? | Самообучение | Досуг | Статьи
Загрузка...

Error: No articles to display

Как воспитать в себе личность?

Как воспитать в себе личность? С самого раннего детства перед каждым человеком встает очень важный вопрос развития своей личности. Это очень долгий и сложный процесс, который проходит по трем связанным друг с другом направлениям: социальное становление, психологическое становление и биологическое становление. Положительный результат возникнет в том случае, если все три направления будут оказывать взаимное влияние друг на друга.


Существует четыре основных вида личности: физическая личность, социальная личность, творческая личность и духовная личность.
Развитие личности человека во многом зависит от следующих факторов:
- Наследственность. Психические заболевания и врожденный алкогольный синдром оказывают колоссальное влияние на личность человека. Наиболее значимым для полноценного развития является состояние нервной системы. В процессе развития личности важно осознавать, какие именно признаки передаются человеку по наследству. Это гены, обуславливающие строение тела, биологические и психические качества. По наследству не передаются: особенности речи, нравственные качества, умения и способности.
- Социальная среда. Круг общения, условия проживания, географические и этнические признаки тоже влияют на процесс развития личности. Среда обитания человека формируется в результате взаимодействия всех условий жизнедеятельности. Условия жизнедеятельности делятся на необходимые и достаточные. Необходимые условия жизнедеятельности – это условия, обеспечивающие полноценное обучение и воспитание. Достаточные условия – это причины и основания для развития личности. Недостаток или отсутствие данных причин приводит к замедлению или полному прекращению развития.
- Воспитание. Здесь по большей части имеются в виду не те истины, которые прививались ребенку родителями и учителями, а тот пример поведения, который он видел от своих окружающих его людей.
- Самостоятельного воспитания в себе личности. Нередко встречаются люди, ставшие сильной и самодостаточной личностью, в полной независимости от внешних обстоятельств. Важной частью нравственного развития личности являются природные психические функции (эмоциональность, интеллект, память, сила воли и т. д.) и культурные психологические функции (общение, мотивы поведения, отношения с окружающими, жизненная деятельность и т. д.).
Существует шесть простых секретов развития в себе личности:
- В первую очередь, четко определите, для каких именно целей вы собираетесь развить в себе личность.
- Разберитесь в себе. Разложите свое внутреннее «я» по следующим пунктам: достоинства, недостатки и желания. К определению недостатков стоит подходить максимально объективно. Не сравнивайте себя с другими людьми, важно осознать в какой степени ваши недостатки делают некомфортной вашу жизнь.
- Для развития личности также нужно определить и список достоинств, которыми вы хотели бы обладать. Попытка сделать свой характер лучше – хороший помощник на пути к самосовершенствованию.
- Не забывайте, что все люди уникальны. У вас тоже есть свои взгляды, увлечения и привычки. Старайтесь развивать их. Но помимо этого, для того, чтобы ваша личность полноценно развивалась, вам нужно овладеть такими навыками как аналитическое и логическое мышление; чувство юмора и коммуникабельность.
- Научитесь брать ответственность на себя. Во всем, что с вами происходит, во всех ваших проблемах и неудачах виноваты только вы. Научитесь признавать свои ошибки. Обвинять окружающих – это прерогатива слабаков. Только поняв это, вы сможете с достоинством выйти из любой ситуации.
- Развивая в себе личность, не забывайте развивать чувство доброжелательности и вежливости. Те люди, с которыми вы сумели построить теплые дружественные отношения, зачастую могут помочь вам в решении ваших проблем.
Особенности развития личности у ребенка и взрослого человека
Полноценное развитие личности у дошкольника начинается с трех-четырех лет, когда круг его общения значительно расширяется. До трех лет ребенок общается только со взрослыми родственниками, детей же обычно в окружении маленького ребенка не так много.
Когда малыш начинает ходить в детский сад, на условия для развития его личности значительно влияют приобретенные факторы: общение со сверстниками, руководство воспитателя. Кроме того, каждый день ребенок находится как минимум в двух значимых для него обстановках – дом и детский сад. В каждом из этих мест постоянно происходят различные события, в следствии которых и происходит развитие личности дошкольника. Также этот период взросления делится на несколько важных фаз. Рассмотрим их:
- Адаптация – ребенок усваивает для себя допустимые нормы поведения. Если дома родители позволяли делать какие-то вещи, в обществе такое же поведение может не быть одобрено.
- Индивидуализация – ребенок открывает в себе какие-то новые черты характера. Он изо всех сил пытается отличаться от других детей и выражает это либо в творчестве, либо в не соответствующем принятым нормам поведении. Это именно та фаза, когда ребенок развивает свою личность самостоятельно.
- Интеграция – ребенок доказывает своим родителям свою неповторимость и убеждает их принимать его таким, каким он стал на данный момент, и не пытаться навязать ему что-то новое.
К тому моменту, когда ребенок начинает ходить в школу, степень развития его личности можно определить по уровню самооценки ребенка. Есть психологический термин «Кризис семи лет». Случается он из-за следующих факторов:
- Ребенок полностью осознает себя по половому признаку и понимает основную разницы в поведении мальчиков и девочек.
- У ребенка появляется понимание, какую роль в его жизни занимает общение с окружающими.
- Ребенок осознает смену своего социального статуса – теперь он школьник, а значит уже почти взрослый.
- У ребенка появляются новые ценности, а некоторые прошлые перестают иметь прежнее для него значение.
- У ребенка появляются свои переживания и тайны, которые он зачастую считает нужным скрыть от своих родителей.
- И, наконец, каждый поступок ребенка теперь имеет свою цель, перед тем, как что-то сделать ребенок обязательно задумается.
Как мы видим, личность ребенка развивается очень стремительно и, в связи с этим, у ребенка формируется свой внутренний мир, который позволяет назвать его полноценным членом человеческого общества. В этот момент очень важно помочь ребенку правильно осознать его умения. Это оказывает положительное влияние на развитие личности и на приобретение лучших качеств характера. Кроме того, в этот момент вся жизнь ребенка проходит под оценкой окружающих. Со всех сторон малыш слышит «ты поступаешь хорошо» или «ты поступаешь плохо». В этапах развития личности очень важно не упустить этот момент и развить в ребенке стремление делать что-то лучше его сверстников. Со временем ребенок начинает сам оценивать свои действия и сравнивать их с действиями других. Психологи подтверждают, что раньше самостоятельно давать такую оценку начинают дети, воспитывающиеся в детских садах. Связано это с тем, что большинство учебных материалов используемых воспитателями, ориентированы именно на правильное развитие личности.
Также в это время необходимо правильно объяснить ребенку значения слов «хороший», «плохой», «умный», «глупый». Очень часто самооценка малыша снижается из-за того, что когда он оценивает свои поступки, он путает понятия. «Непослушный» он воспринимает как «плохой», если у него один раз что-то не получилось, он оценит себя в этот момент «глупым». В процессе развития личности ребенку очень нужна моральная поддержка взрослых, так как у всех детей повышена эмоциональность. Родителю необходимо уметь оказаться рядом в нужный момент и убедить малыша не воспринимать все слишком буквально.
Развитие личности в старшем школьном возрасте происходит уже несколько медленнее. Это связано с тем, что большинство подростков уже четко понимают свои способности, у них полностью сформирована самооценка и самокритичность. Психологи доказали, что в этом возрасте большего добиваются дети с завышенной самооценкой. Они во всем стремятся быть лучшими и не боятся рисковать. Такие дети постоянно участвуют во всевозможных конкурсах и олимпиадах. Дело даже не в том, что ребенок уверен в своих знаниях, а в его амбициозности. Дети с заниженной самооценкой, наоборот, стремятся не выделяться, и развитие их личности проходит намного медленнее. Чтобы повысить самооценку, такому ребенку нужно доказать, что есть вещи, которые он умеет намного лучше своих сверстников и ориентировать деятельность ребенка именно на них.
После периода юности (18-23 года) наступает период молодости (до 30лет). В это время основная направленность развития личности происходит на осознание семейных ценностей. Именно в этот момент большинство молодых людей осваивают свою основную профессию, создают семьи и сами становятся родителями.
Обучаются профессии в основном в период юности. В период молодости же, человек полностью определяется с местом работы либо получает ученые и кандидатские степени. В развитии личности это играет очень важную роль, так как из-за малейшей неудачи самооценка человека может упасть на такой низкий уровень, что добиваться ему больше уже ничего не захочется. Кстати, чаще всего это происходит с теми, у кого в школе самооценка была завышенной. Из-за своих амбиций они очень болезненно переживают малейший неуспех. С тихими и забитыми детьми нередко происходит в точности наоборот: успех окрыляет их, раскрывает способности, и они добиваются очень многого.
В молодости на развитие личности влияет еще и такой фактор, как повышенная половая активность. Людям легче знакомиться друг с другом и заводить интимные отношения именно в молодости человек испытывает настоящую любовь. Те, кто не создал семью до 30 лет, обычно так и остаются в одиночестве. Происходит это из-за того, что они становятся слишком требовательными друг к другу. Наравне с развитием личности у человека формируются определенные привычки, которые он уже не в состоянии поменять ради комфорта другого человека. Создание семьи во многом способствует духовному росту человека и развитию его способностей. Однако, большинство браков, заключенных в молодости, распадается в первые три года. Основная причина – «не сошлись характерами». Происходит это, в большинстве своем, также из-за амбиций. Для того, чтобы сохранить семью, любовь между мужчиной и женщиной должна быть не только взаимной, но и равносильной. Во взаимной любви мужчина и женщина раскрываются полностью, показывают свое истинное лицо. Действительно любящие люди прекрасно дополняют друг друга и такой союз очень крепок. Тем не менее, одной любви мало, важно еще и в любой ситуации уметь найти компромисс. Обязательно должны быть какие-то стороны, которые связывают пару. Имеется в виду не общий быт и ребенок, а совместные увлечения и интересы.
Огромное значение в процессе развития личности имеет рождение ребенка. У людей меняется весь привычный уклад жизни, появляется острое понимание ответственности за новую жизнь. Однако, любовь к ребенку тоже бывает разной. Психологи рассматривают два варианта любви:
- Безусловная любовь. Ребенка любят не смотря ни на что: он может быть некрасивым или недоразвитым, его будут любить просто потому что он есть.
- Обусловленная любовь. Ребенка любят за то, что он отвечает требованиям родителей – хорошо учиться, послушно себя ведет, не доставляет маме с папой никаких дополнительных хлопот.
Помимо любви, родители могут чувствовать к своему ребенку неприятие. Это возникает не только в неблагополучных семьях. Родители могут не любить ребенка из-за каких-то дефектов во внешности или развитии; или потому что ждали сына, а родилась дочь. Неприятие ломает весь процесс развития личности у взрослого человека и ставит под угрозу полноценное формирование личности у ребенка.
Особенности отношений между родителями и детьми оказывают колоссальное влияние на личности и тех и других.


Кризис среднего возраста


За молодостью наступает зрелость. И тут на развитие личности взрослого человека влияет наступивший или не наступивший кризис среднего возраста. Те, кого такой кризис миновал, чувствуют себя намного увереннее и именно поэтому, пускай уже медленно, но зато без сбоев происходит дальнейшее развитие личности.
Кризис чаще наступает у мужчин, чем у женщин. Как считают психологи, происходит это потому, что женщины получают больше положительных эмоций. Они чаще общаются с маленькими детьми и у них больше подруг. У мужчин к 35-38 годам обычно все больше поводов для расстройств: надоевшая работа, остывшие отношения между супругами, подростковый возраст детей, приносящий массу проблем, да и здоровье уже не то.
Психологи характеризуют кризис как переломный момент. Возникает ощущение, что человек прожил уже намного больше, чем ему осталось. В связи с этим, человек сам себя загоняет в непредсказуемые и сложные ситуации. Из-за этого личность начинает развиваться уже по другому пути. Даже у мужчин, имеющих благополучные семьи и высокий материальный достаток, кризис вызывает чувство одиночества и ненужности, что очень снижает самооценку. Мужчина начинает пытаться доказать свою состоятельность либо заводя молодую любовницу, либо кардинально меняя профессию. Такие поспешные решения чаще всего заканчиваются провалом. Измена жене очень часто приводит к разводу, так как дети уже выросли, а жена тоже является вполне развившейся личностью, и многого может добиться сама. Смена профессии тоже неудачная идея – когда человек на протяжении многих лет ежедневно занимается чем-то одним, ему весьма сложно перестроиться. Переживая кризис, важно не размениваться на какие-то мимолетные удовольствия. Мужчина должен так же ценить свою семью и обращаться к ней за помощью. Любящая и внимательная жена может очень быстро вывести из кризиса своего мужчину, при условии, что он сам этого будет хотеть. Если у мужчины не получается самостоятельно пережить этот трудный момент жизни, он должен обратиться к психологу.
У женщины личность развивается немного по-другому. Для большинства женщин намного важнее то, что у нее есть в данный момент и уверенность в будущем. Она не отвлекается на какие-то внешние факторы, но даже если что-то и оказывает влияние на ее эмоциональное и психологическое состояние, женщина умеет найти утешение в своей семье и детях. Именно поэтому кризис среднего возраста женщин практически не затрагивает. Если мужчина все-таки замечает, что его жена впала в депрессию, он должен первым прийти ей на помощь. Сделать это очень просто: следует показать ей, что она так же красива и привлекательна в сексуальном плане и что ее жизнь интересует его так же, как и прежде. Но бывает, что кризис среднего возраста наступает совершенно неожиданно. Обычно это случается, если умирает близкий родственник или сверстник женщины. Она начинает особенно остро осознавать свой возраст, и мысль что, молодость стремительно проходит, не дает ей покоя. В связи с особенностями развития личности у женщин, самое благотворное влияние в этот момент оказывает беременность и роды. Конечно, возраст берет свое, и беременность может очень тяжело протекать как в физическом, так и в моральном плане. Но вновь проснувшийся материнский инстинкт, а в дальнейшем и заботы о младенце, отвлекают женщину ото всех ее остальных проблем и кризис среднего возраста сам собой бесследно проходит.


Как развить в себе творческую личность?


На протяжении долгих лет считалось, что человек либо рождается со способностями к творчеству, либо нет. Однако, генетические исследования доказывают, что каждый рождается с творческим потенциалом. Вопреки расхожему мнению, творчество – это не талант, а модель поведения. Для того, чтобы начать развитие своей творческой личности, необходимо конкретно определить значение слова «творческий», можно ли вообще стать творческим человеком и что для этого нужно.
Творческий человек – это человек, умеющий применять нестандартные решения для видимых им целей и задач. Уровень развития в нем творческой личности можно определять как по его действиям, так и по результату его творческой деятельности. Стать творческим человеком можно при выполнении определенных условий. Этих условий шесть:
- Наличие достойной цели. Именно поставленная цель или задача определяют действия человека. Цель должна быть новой, либо новыми должны быть способы ее достижения. Цель должна быть положительной, то есть общественно полезной. Цель должна быть конкретизирована, то есть человек должен четко представлять чего именно он хочет добиться.
- Человек должен четко представлять, что он должен сделать для достижения своей цели. В процессе развития творческой личности очень важно поэтапное планирование его пути к своей цели. Особенно необходимо это взрослому человеку, потому что его внимание и время распределяется между семьей, работой и целью.
- Выполнение поставленных планов. Человек, для того чтобы развитие его творческой личности имело положительный результат, должен не только иметь конкретную цель и представлять способы ее достижения. Он должен совершать именно те поступки, которые помогут достичь ему поставленной задачи.
- Результативная техника решения задач. Развитие творческой личности должно проходить с хорошим результатом. Человек должен выбирать такие способы достижения своей цели, с помощью которых он сможет добиться желаемого в кратчайшие сроки. Главный секрет этого условия достаточно прост: человек должен делать то, что он хорошо умеет.
- Следующее условие развития творческой личности: человек должен уметь противостоять негативному мнению окружающих. Люди привыкли настороженно относиться к чему-то новому, поэтому зачастую желание кого-то заняться необычным для него делом, вызывает у них порицание.
- И, наконец, достижение конечного результата. Процесс развития творческой личности можно считать завершенным только тогда, когда человек добивается поставленной цели. Если у человека действительно творческая личность, первая достигнутая им цель послужит только началом. Хороший результат – всегда служит прекрасной мотивацией для следующих действий.
Однако, самым главным в процессе развития в себе творческой личности является вера в самого себя. Человек должен искренне верить, что он может стать творческой личностью. И помогает ему в этом развитое творческое воображение. Психологи предлагают несколько советов, как развить свое воображение:
- Будьте любознательным. Старайтесь побольше узнать о окружающем мире, делайте для себя новые открытия. Полученные знания послужат вам источником идей и фантазий, и вам будет легче поставить для себя цель и определить пути ее достижения.
- Если в процессе развития творческой личности, вы сталкиваетесь с какими-либо внезапными (незапланированными) проблемами, пробуйте решить их непривычным для вас образом.
- Ищите новые знакомства. Включите в свой круг людей, цели которых похожи на ваши собственные. Больше общайтесь с ними, взаимные интересы также могут послужить хорошим источником для ваших идей.
- Давайте выход своей фантазии. Начните делать что-нибудь своими руками или напишите рассказ или сказку. Даже если это не соответствует поставленной вами цели, заставляйте работать ваше воображение. Лучший стимулятор в процессе развития творческой личности – это действие.
- Если вы уже занимаетесь каким-нибудь творчеством – расширяйте свои границы. Узнавайте больше новой информации о своем излюбленном задании, пробуйте новые техники и материалы.
- Прислушивайтесь к идеям других людей. Имеется в виду не точное копирование, а лишь взятие как основу. Думайте, как можно сделать то или иное действие лучше.


Как развить в себе духовную личность?


Также многие люди стремятся развить в себе духовную личность. Здесь тоже нужно дать конкретное определение понятию «духовность» и разобраться кому, и для чего она нужна.
Духовность – это осознание человеком Бога, своей судьбы, каких-либо высших сил, а также Добра и Зла. Человек начинает понимать, что действительно есть высшие силы и они оказывают влияние на нашу жизнь. Это осознание в большей степени определяет мышление человека, его психическое и эмоциональное состояние, поведение, образ жизни, его отношение с окружающими и многое другое. Человек в какой-то степени становится верующим, но нельзя путать религиозность и слепое поклонение какой-либо религии.
Основные цели развития духовной личности – это достижение совершенства, а также познание своего предназначения. Полноценно развитая духовная личность помогает человеку сделать свою жизнь более радостной и счастливой и приблизиться к Богу.
Когда человек искренне стремится к духовности, он должен выбрать правильную систему развития. Для этого он должен четко понимать значение духовности для самого себя и для своей дальнейшей судьбы. В процессе развития духовной личности, человеку важно понимать, что ему придется отказаться от некоторых привычек и избавиться от недостатков. Это очень нелегкий путь, и, поэтому, человек должен быть непоколебимо уверен в своей готовности пройти его до конца. Также человек должен быть уверен, что каким бы ни был результат, он не будет жалеть о тех поступках, которые для этого совершил.
В большинстве случаев, попытки самостоятельно развить духовную личность, не имеют положительных перспектив. Хаотичное изучение духовной литературы только запутывает человека, он теряет веру в себя и стремление идти дальше. К тому же, сейчас очень много псевдодуховных изданий и найти что-то полезное весьма и весьма сложно. Поэтому рядом этим человеком должен быть духовный наставник, который поможет ему разобраться и направит все его старания в нужное русло.
Существует несколько основных инструментов для развития в себе духовной личности:
- Любовь – это самый главный инструмент в духовном развитии. Когда человек вкладывает любовь даже в самое обыденное действие, раскрываются самые лучшие стороны его души.
- Чтение – духовный человек должен изучать священные тексты и религиозные трактаты, философские и психологические работы. Человек должен узнать все о гармоничном существовании в трех мирах – физическом, душевном и духовном.
- Медитация – с помощью йоги перед человеком открываются новые границы самопознания; его тело и душа находят гармонию. Медитация и чтение мантр позволяют очистить наш ум.
- Молитвы – в процессе чтения молитв наступает эмоциональное спокойствие и очищение души.
Результатом развития духовной личности является мудрость. Мудрость – это видение мира во всей его полноте. У мудрых людей не возникает желания улучшить созданное не ими, не потому что они не хотят это делать. Это нежелание появляется вместе со способностью видеть чужую правоту или же чужие ошибки. Чем раньше мы начнем развивать в себе духовную личность, тем быстрее мы сможем достичь результата, и тем проще нам будет жить. Духовно развитый человек лучше других ощущает позитивные изменения в карьере, финансовом благосостоянии, здоровье, личных отношениях. Они меньше подвержены депрессиям, раздражительности, тревогам и усталости. В следствии этого, у них лучше и крепче сон и всегда хорошее настроение. В результате развития духовной личности, жизнь обретает новый смысл, раскрашивается более яркими красками. Ежедневные открытия делают ее захватывающей и увлекательной.
На данный момент существует множество учебников и пособий на тему «Как развить в себе личность?». Многие психологи в своих трудах или индивидуальных занятиях опираются на монографию Л. И. Божович «Личность и ее формирование в детском возрасте». Вы можете следовать чьим угодно размышлениям, самое главное – вы должны искренне хотеть развить в себе личность.


Обращение к пользователям